Защищаться человек может не только при помощи оружия, но и используя полученные знания. Владение законами и нормативными документами, регламентирующими отношения водителя с сотрудниками ГИБДД, может помочь Вам в спорной ситуации отстоять свои законные права и интересы, нарушенные недобросовестным или неподготовленным в правовом отношении гаишником.
Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы "О милиции" и "О безопасности дорожного движения". К числу наиболее значимых нормативных актов МВД РФ относятся Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике. Автомобилистам также нелишне иметь представление о содержании этих документов.
Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 "О реформировании деятельности ГАИ МВД России".
Остановка транспортного средства, проверка документов
Согласно пункту 6.5.2 Наставления, сотрудник ДПС имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
А пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований):
- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
- при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.
Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости.
Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение гаишником служебной дисциплины. На сегодняшний день мы наблюдаем массовое нарушение со стороны инспекторов ДПС требований данного приказа. В основном конфликты начинают возникать, когда сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пунтка 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС.
Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан чётко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чём конкретно выразилось данное нарушение. Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать предъявления документов.
Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника милиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака.
Инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и держать его перед водителем столько времени, сколько водителю может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.
Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пунтку 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке.
Однако другим нормативным документом, Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (утверждённому приказом МВД № 1240 от 7.12.2000 г.), предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием ТС может проводиться на стационарных постах, контрольных пунктах милиции, контрольно-пропускных пунктах. Этим наставлением определены основания остановки ТС для осуществления такого контроля. Вот они:
- отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении ГТО;
- наличие в предусмотренных местах ТС нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований ПДД государственных регистрационных знаков, а равно и их отсутствие;
- наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, при которых запрещается эксплуатация.
Следует учитывать также, что если инспектор ДПС заметил, что на автомобиле установлен нестандартный и нечитаемый государственный регистрационный знак или имеются вышеуказанные неисправности, он вправе остановить водителя и вне стационарного поста - за нарушение ПДД.
Контроль за конструкцией и техническим состоянием ТС в процессе дорожного движения, а также общение сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения должны осуществляться в соответствии с требованиями Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ.
В каких случаях при общении с инспектором ГИБДД
водитель обязан выйти из машины?
Согласно пункту 18.4 Наставления, сотрудники ДПС при остановке ТС обязаны подойти к автомобилю и в дальнейшем действовать в зависимости от причин, по которым была остановлена машина, состояния и поведения водителей.
Вы имеете право общаться с инспектором, не выходя из автомобиля. Однако чтобы было удобнее разговаривать, можете по собственной инициативе выйти ему навстречу.
Если же Вы всё же остаётесь в автомобиле, то сотрудник ГИБДД волен предложить Вам выйти из машины в следующих случаях:
- для устранения технической неисправности автомобиля или при нарушении правил перевозки грузов;
- когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
- для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
- для проведения досмотра ТС и осмотра груза;
- когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
- в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения.
В данном пункте 18.4 говорится только о предложении водителю выйти из кабины (салона) ТС, но ничего не сказано о распространённом требовании (приглашении) со стороны инспектора ДПС сесть в салон служебного автомобиля. Водитель обязан сесть в салон служебного автомобиля только в том случае, если инспектор производит его задержание и собирается доставить в милицию. Во избежание провокаций со стороны сотрудников ГИБДД на предмет склонения водителя к даче взятки, проведения незаконного освидетельствования с применением трубок "контроля трезвости", нарушений при документировании и составлении протоколов, водителю лучше находиться или в салоне своего автомобиля, или стоять рядом с ним на виду у других граждан.
Доставление и задержание водителей
Сотрудник ДПС может доставлять граждан в дежурную часть ОВД только на основании ст.27.2 КоАП РФ и в строго определённых случаях, указанных в пункте 13.18 Наставления:
- для составления протокола об административном правонарушении при невозможности сделать это на месте;
- если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нём, а также если у него отсутствуют положенные документы на ТС или груз;
- если ТС причастно к ДТП или преступлению;
- при управлении ТС с подложными номерными знаками;
- при выявлении признаков подделки документов, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
- при совершении правонарушений, связанных с неподчинением законному распоряжению или требованию сотрудника милиции.
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ).
Всё большую актуальность в последнее время приобретает следующая тема:
что делать, если Вас останавливает инспектор ГИБДД, но обстоятельства не позволяют Вам быть уверенными в собственной безопасности. А вдруг это подстава?
Согласно Приказу N 329 от 1 июня 1998 г. «О Реформировании деятельности госавтоинспекции МВД России» : «… основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – ТОЛЬКО НА СТАЦИОНАРНЫХ ПОСТАХ ДПС Госавтоинспекции МВД России, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины…»
Если уж остановиться пришлось, не лишним будет помнить следующее:
Остановился - машину не глуши. Поставь ногу на педаль газа, первую передачу, сцепление выжми и будь готов дернуться с места... Машину не отпирай (если отперта - запри), стекло опусти синтиметров на 15-20... У подошедшего сотрудника сразу проси его удостоверение и, если его подлинность тоже вызывает сомнения, доставай мобильный и звони 02... Далее ГРОМКО считывай данные его удостоверения и проси проверить - работает ли у них такой сотрудник...
Понятно, что подобное поведение может вызвать раздражение инспектора, однако безопасность дороже.
Конфликт с инспектором ГИБДД возник из-за того, что водитель, остановленный за превышение скорости, отказался сесть в автомобиль сотрудников ГИБДД для составления протокола. Водитель утверждал, что он делать этого не обязан, и что протокол они могут составить по документам, которые водитель по требованию предоставил инспектору. Имеют ли право сотрудники ГИБДД обязать водителя сесть в их автомобиль для составления протокола? Можно ли расценивать отказ водителя в данном случае как неповиновение сотрудникам милиции?
Действующее законодательство не обязывает водителя садиться в транспортное средство, в том числе для составления административного протокола. Следовательно, отказ водителя не может рассматриваться как неповиновение законному требованию сотрудника милиции. Вместе с тем, не стоит видеть в каждом подобном предложении возможность для «неофициального» разговора с водителем, поскольку при составлении административного протокола у инспектора может возникнуть необходимость уточнить отдельные вопросы, например, место работы нарушителя.
Некоторые варианты поведения и общения с сотрудниками ГИБДД.
1.При общении веди себя спокойно, не суетись.
2.Не пытайся сразу спорить, и лезть на рожон(каково бы ни было твое мнение об этих людях, на момент общения они на работе и если сразу лезть в "бутылку", то это глупо)
3.Никогда не груби.(это порождает агрессию со всеми вытекающими последствиями)
4.Если ты знаешь, что не виноват, спокойно и без апломба предложи разобраться в сложившейся ситуации.
5.Наивно считать, что перед тобой глупые идиоты в голове у которых две извилины и денежные знаки в глазах( общепринятое мнение).Не хочу начинать кого-то оправдывать, но могу сказать что сотрудники ГИБДД очень тонкие психологи.
Как бы о милиции не отзывались, милиционера постоянно учат и психологи, и жизнь. Ты в течении например месяца контактируешь с ГИБДД или милицией ну раз, от силы два, а сотрудник с такими, как ты каждый день, по сто раз в день, в течении 5, 10, 15, 20 лет. Так кто опытней??? Ты в протоколе роспись поставить не знаешь где, а я рапорт так напишу, ни один адвокат не подкопается.
Если видишь, что нарушение плевое попробуй свести все к недоразумению, типа понимаю, виноват, больше не буду. Почувствовал, что начинают намекать на деньги,- скажи ,что согласен оплатить штраф, давайте квитанцию. Пойду в сберкассу и оплачу. Главное спокойствие. Если тебе в открытую заявляют- гони 100(200) рублей, то перед тобой дЭбил( именно через Э). Можешь лезть в попу без мыла. Типа, как же так, я никого не трогал, ничего не нарушал, и т.д. и т.п. КОРОЧЕ ДЕНЕГ НЕТ!!! Давайте квитанцию, везите меня в отделение.( Что вряд ли произойдет)
Обычно деньги предлагают те ,кто знает,что виноват (пьяный за рулем, пересечение двойной сплошной и т.д. и т.п.). Ну а уж если предложил(за то что рыло в пуху, т.к. за красивые глаза и от вселенской любви не предлагают),то потом не кричи, что все козлы. А ответственность по закону несут обе стороны ( это просто для справки)