Рынок страхования эксклюзивных и раритетных автомобилей в России очень узок. Не каждый коллекционер в состоянии выложить за страховку около 20% его цены или несколько десятков тысяч долларов. Поэтому он может застраховать раритетный автомобиль не как средство передвижения, а как антикварное имущество.
«Утиль» не страхуют
Страховые компании часто ограничивают максимальный возраст для автомобилей, которые принимаются на страхование по программам каско: отечественный автомобиль старше 5 лет и иномарку старше 7 лет по каско страховать не будут многие. Не очень охотно принимаются на страхование и эксклюзивные автомобили. По словам гендиректора страховой компании "Зенит" Александра Кабанова, определенные сложности при страховании таких авто возникают из-за того, что владельцу и страховщику очень сложно найти общий язык по вопросу стоимости машины.
Если страхование предполагает возмещение причиненного ущерба, каким образом страховая компания сможет возместить утрату в результате аварии, например, радиаторной решетки автомобиля «Хорьх 853», на котором ездил Гитлер?
Как правило, большинство страховщиков либо вообще не принимает такие машины на страхование, либо устанавливает очень высокую франшизу, которая невыгодна страхователю, — рассказывает Кабанов. Стоимость страховки подобных машин — исключительно индивидуальный вопрос. По некоторым данным, премия страховщика за страхование антиквариата на колесах может составить 20 и более процентов от оценочной стоимости автомобиля. Нетрудно посчитать, сколько придется выложить за страховку машины стоимостью, скажем, 100 тыс. долларов. Такие риски в принципе могут передаваться и иногда передаются в перестрахование, но, как правило, они остаются на собственном удержании страховой компании.
Автомобиль страхуют как имущество
Более охотно подобные автомобили принимают на страхование в виде имущества: либо на них не ездят, либо — в противном случае — полис не компенсирует ущерба, причиненного автомобилю на дороге. Начальник отдела развития бизнеса управления автострахования компании "Ренессанс Страхование" Дмитрий Пионтковский считает, что для страхования раритетных машин логичнее всего было бы использовать специальные опции в рамках страхования имущества. Дело в том, что эксплуатация подобных машин значительно отличается от эксплуатации автомобилей серийных, в первую очередь по ремонту, — говорит страховщик.
Как имущество и застраховал свою коллекцию раритетов один частный владелец. В результате пожара были серьезно повреждены некоторые экземпляры коллекции, а убытки, составившие 2,5 млн рублей, компенсированы страховщиком.
«Автогражданка» обязательна
Полис ОСАГО обойдется владельцу старинного автомобиля не дороже, чем на обыкновенный автомобиль. Правда, здесь очевиден недочет разработчиков закона: раритетные авто (почти все без исключения) существенно уступают по величине тормозного пути и маневренности современным машинам, а при этом они еще и существенно тяжелее. Поэтому ДТП, виновником которого является владелец старинной техники, имеет более серьезные последствия для остальных участников аварии.
Впрочем, относительная дешевизна страховки ОСАГО не помешала нескольким владельцам частных коллекций раритетных авто обратить на себя внимание общественности. Полтора года назад коллекционер старинных автомобилей Дмитрий Ломаков обратился с предложением внести поправки к закону об ОСАГО, попросив освободить от обязательной страховки выпущенные до 1972 года автомобили, мотоциклы, мотороллеры и редкие автомобили. Но идея эта поддержки не получила.
По-другому обстоит дело со страхованием дорогих и элитных автомобилей, которые также возьмется страховать не каждая компания. Но у тех страховщиков, которые принимают дорогие авто на страхование, разработаны специальные программы. Так, у некоторых страховщиков существуют отдельная программа по страхованию автомобилей, стоимость которых составляет не одну сотню тысяч долларов. Это «Майбах», «Роллс-Ройс», «Астон Мартин» и другие машины.
Страховой полис такого авто обойдется клиенту примерно в 10% стоимости автомобиля. Если произошел страховой случай, VIP-клиенту не понадобится собирать все необходимые бумаги и заниматься другими, отнимающими время делами. Ему не нужно будет вызывать ГИБДД, ехать в компанию для проведения осмотра автомобиля и получения направления на сервис, ехать в ГИБДД и брать справку об аварии. Все будет сделано на месте аварии сотрудниками компании.